В настоящее время в сфере деятельности Министерства здравоохранения Кыргызской Республики используются более 10 различных информационных систем и баз данных, ориентированных на обеспечение отдельных не связанных друг с другом функций и не интегрированых в единую систему управления здравоохранением.

Текущая модель архитектуры информационных систем в сфере здравоохранения Кыргызской Республики не поддерживает подход, основанный на централизованной обработке данных, а использует, по большей части, локальные базы данных и устаревшие технологии из за слабой инфраструктуры в регионах и недостаточности и высокой текучести квалифицированных кадров на всех уровнях (низкая заработная плата в государственных учреждениях).

Медицинский персонал использует документы или статистические формы и заносит данные в локальные версии баз данных текущих систем, которые хранятся в локальной инфраструктуре организации. По большей части отсутствует прямая интеграция данных с центральными базами данных.

В связи с этим, для обеспечения перехода здравоохранения на предоставление услуг в электронном формате, при поддержке международных экспертов и консультантов разработана архитектура для национальной системы электронного здравоохранения Кыргызской Республики и проводятся работы по совершенствованию и интеграции различных информационных систем для формирования национальной Единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ). Одним из главных и очень важных направлений формирования ЕИСЗ  (цифрового здравоохранения) является создание системы персонифицированного учета медицинских услуг и перевод услуг здравоохранения в электронный формат в рамках общенациональной программы Таза Коом.

Главным результатом цифрового здравоохранения должна стать новая форма организации деятельности, обеспечивающая качественно новый уровень оперативности и удобства получения населением услуг здравоохранения, повышение качества управления, оптимизации потоков пациентов, активизацию процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения и сокращения финансовых затрат как населения, так системы здравоохранения.

Цифровое (электронное) здравоохранение должно охватить первичную и скорую неотложную  помощь, профилактику заболеваний и стационарное лечение, лекарственное обеспечение, обеспечить повышение информированности граждан, улучшить качество подготовки врачей и повысить эффективность управление отраслью. Поэтому, чтобы обеспечить взаимосвязанность информационного пространства, во всех организациях здравоохранения должны использоваться единые форматы электронной медицинской информации и регламенты взаимодействия.

Создание единого информационного пространства позволит оперативно получать достоверную, полную и актуальную информацию о деятельности всех организаций здравоохранения в различных аналитических разрезах, с целью оперативного контроля ситуации на различных уровнях системы здравоохранения.

Центральным звеном электронного здравоохранения является Единая система хранилища данных и сервисов здравоохранения, которая позволит обеспечить прозрачное, безопасное, надежное и постоянное хранение единой электронной карты здоровья каждого пациента и обмен медицинскими данными, а также возможность решать задачи оперативного мониторинга и эффективного управления ресурсами здравоохранения, оказанием качественных медицинских услуг.

 

Организации здравоохранения должны быть оснащены медицинскими информационными системами по обработке электронных медицинских карт (электронной истории болезни), которые обеспечат формирование единой электронной карты здоровья каждого пациента в Единой системе хранилища данных, а обмен данными между организациями здравоохранения позволит обеспечить непрерывность процесса лечения и здравоохранения каждого индивидуального пациента в течение всей жизни.

В рамках внедрения электронных медицинских карт (электронной истории болезни) за последние два года проведены определенные работы по внедрению электронной истории болезни в организациях здравоохранения.

К настоящему времени осуществлено внедрение электронной карты стационарного больного в следующих организациях:

  1. Ошской межобластной детской клинической больнице;
  2. Ошской межобластной клинической больнице;
  3. Иссык-Кульской областной объединенной больнице;
  4. Жайылской объединенной территориальной больнице;
  5. Ак-Сыйской территориальной больнице;
  6. Ала-Букинской территориаотной больнице;
  7. Ноокатской территориальной больнице;
  8. НИИ хирургии сердца и трансплантации органов
  9. Чуйской областной объединенной больнице.

Проводятся работы по внедрению электронной медицинской карты стационарного больного в других стационарах (Жалал-Абадской областной объединенной больнице, Токмакской городской больнице, Кара-Сууйской, Араванской и др.) и до конца 2018 года 25 процентов организаций оказывающих стационарную помощь должны завершить автоматизацию деятельности.

Внедрение медицинской информационной системы позволит освободить персонал от ручного заполнения множества бумажных документов и больше времени уделять пациенту для установления точного диагноза и дальнейшего лечения.

Электронная история болезни помогает компилировать и анализировать данные о качестве оказываемой медицинской помощи, сделанных назначениях, проведенных медицинских процедурах, исходах лечения, и, что немаловажно, затратах. Также они предоставляют возможность сбора и анализа эпидемиологических данных, для ведения медицинской статистики.

Также проводятся работы по внедрению Программного обеспечения по автоматизированной обработке Амбулаторно-проликлинических клинико-информационных форм в ЦСМ № 8,4,6 г.Бишкек, ЦСМ Тонского и Тюпского районов и ЦОВП Жеты-Огузского района, позволяющая сократить затраты рабочего времени врачей, ведущих амбулаторно поликлинический прием на заполнение и обработку форм, обеспечивающая повышение  качества работы врача, возможность оперативного получения  информации (индикаторов)  о состоянии здоровья пациентов и качества оказываемых медицинских услуг.

А для обеспечения качественного и скорого выявления заболеваний, своевременного оказания высококачественной медицинской помощи необходима автоматизация деятельности лабораторной и диагностической служб.

Автоматизация лабораторной и диагностической служб позволит решить проблемы взаимодействия лабораторий и диагностической служб с клиническими отделениями организаций здравоохранения на базе единой информационной системы, включающей автоматизацию процессов оформления заявок на лабораторные и диагностические исследования и передачу результатов анализов и отчетов диагностических исследований (включая медицинские изображения) непосредственно специалистам, исключить необходимость дублирования исследований. Очень важно отметить, что это будет важной частью единой электронной карты здоровья пациента в Единой системе хранилища данных.

Главной целью информатизации этого направления является уменьшение количества необоснованных (в том числе и повторных) назначений исследований, сокращение времени получения результатов анализов, более аргументированная интерпретация результатов и контроль их использования для оказания качественной медицинской помощи пациенту и значительного сокращения финансового бремени для населения и системы здравоохранения.

В рамках централизации лабораторных служб в настоящее время проводятся подготовительные работы для внедрения автоматизированной лабораторной информационной системы в Иссык-Кульской областной объединенной больнице.

Кроме этого в настоящее время разрабатывается модуль анализа данных в медицинской информационной системе, так называемый «Панель управления».

Интерактивная панель управления позволяет вывести на монитор наиболее важные для контроля и управления показатели, избавляя руководителя от траты времени на сбор необходимой информации от подчиненных, а также обеспечивает оперативное принятие обоснованных и взвешенных управленческих решений.

Для улучшения обратной связи с пациентами в ближайшей перспективе будут созданы и введены в эксплуатацию некоторые функциональные элементы инфраструктуры электронного здравоохранения, в частности: портал пациентов, обеспечивающий предоставление электронных услуг, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

Переход на предоставление услуг в электронной форме будет осуществляться поэтапно. Одним из важных запланированных услуг для населения является внедрение системы «Электронной регистратуры». Данная система предназначена для предоставления возможности пациентам записаться на прием к врачам по телекоммуникационным каналам связи или удаленно через сеть Интернет.

Внедрение системы позволит уменьшить очереди пациентов на прием к врачам и повысить качество оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения. Также система обеспечит более чёткий учет работы врачей и информации об очередях.

В настоящее время проводятся работы по организации электронной регистратуры в организациях первично медико-санитарной помощи Жети-Огузского, Тонского и Тюпского районов Иссык-Кульской области и в ЦСМ №8 г. Бишкек. Для этого, установлено компьютерное оборудование во всех кабинетах врачей и осуществляется настройка тестовой версии программного обеспечения портала пациентов (https://services.med.kg).

В разрабатываемом портале пациентов ожидается внедрение следующих услуг:

  • Доступ к собственным клиническим данным – данным электронного паспорта здоровья;
  • Получение различных справок, результатов анализов и диагностических исследований;
  • Запись на прием к врачам и др.

Кроме этого, Министерство здравоохранения уделяет большое внимание для налаживания межведомственного взаимодействия и электронного обмена документами, направленных на широкое предоставление электронных услуг и повышение прозрачности обслуживания населения в рамках общенационального проекта «Таза Коом».

В настоящее время Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, совместно со специалистами Государственной регистрационной службы, проводится совершенствование и дальнейшее развитие программного обеспечения «Медицинское свидетельство», функционирующего в Он-лайн режиме во всех организациях здравоохранения, что позволяет перевести сбор информации по фактам рождения и смерти в оперативном режиме, а также обеспечить своевременную регистрацию их в органах ЗАГС.

В результате внедрения данной АИС «Медицинское свидетельство» во всех родильных отделениях выдача «Свидетельств о рождении» осуществляется сотрудниками ЗАГС при выписке родильницы из стационара гг.Бишкек и Ош.

Для обеспечения полноценного функционирования программных продукта АИС «Медицинское свидетельство» и дальнейшее обеспечение интеграции с базой Единого государственного регистра населения подписано Соглашение между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики о предоставлении компьютерного оборудования и считывающих устройств eID для оснащения родильных отделений по всей республике.